|
Dracula
Resurrection.
Предисловие
Dracula Resurrection — игра
французская. Более того, это игра авторская. Если бы в
титрах не было Жака Симьена, потрудившегося написать
сценарий, режиссировать все, что можно, а также
надзирать за всем этим зоопарком, не было бы и
D.R.
Французские игры, как и игры авторские, делятся на две
равных части: концепт арт. и все остальное. Комиксы,
«черная» мультипликация, кино. В случае с
D.R
это трехмерные ролики. Их много, и они прекрасны.
Нетрудно
догадаться, что, пользуясь глухоманью второй половины
романа, воскресить втихаря старого князя — раз плюнуть.
И это Никому не мешает начать повествование с расстрела
в Борзо, нападения на кортеж с гробом Дракулы. Утопая в
снегу, бредут мрачные оборванные венгры — хищные лица,
тулупы с драными меховыми воротниками, кожаные ремни с
широкими пряжками. Все, с первых кадров вы во власти
французов. Точные костюмы, эффектная мизансцена.
Заснеженные деревья, медленное движение длинных дрог.
Элитарные операторские изыски — вид с мушкета, берущего
на мушку прислужников Дракулы, одного за другим, кровь
на снегу, и плавное движение сверкнувшего ножа,
распахнувшего на горле князя кровавую полосу, — «Зангези
умер! Бритва на его горло... перерезала воды его
жизни...» Во всех вставках камера изумительно свободна.
Щедрый поворот как бы невзначай вбрасывает в кадр
массивное золоченое распятье на стене с запрокинутым
профилем Иисуса. Вращение над Джонатаном, наносящим удар
за ударом по кладбищенской плите, кирка, взлетающая к
зимнему небу, и сильный синий свет из под надгробья.
Съемка из обрушившегося лифта, когда негодяи Вайорел
перерубил трос двуручным топором: кабина падает,
застревает в перекрытиях, покачивается, снова срывается
вниз, все набирая и набирая скорость.
Брэм
Стокер был ирландцем. Большую часть жизни трудился
личным секретарем короля английской сцены Генри Ирвинга
и в поте лица отвечал авторам немилосердного количества
бездарных пьес. Неудивительно, что, в конце концов он
написал «Дракулу». Первая часть «Дракулы» —
стопроцентное попадание, абсолют готического романа
(напомню, что есть «готический роман» в трактовке
любимого БЭС: «черный роман», роман ужасов в прозе
предромантизма и романтизма; содержит таинственные
приключения, фантастику, мистику, а также социальные
мотивы: в центре произведения — демоническая личность»).
Историю о молодом архитекторе Джонатане Харкере,
прибывшем по приглашению в старый замок на скалах
Трансильвании, пропесочили даже в мультфильмах. А вот
то, что происходит во второй части романа, не знает
никто. В чем-то похоже на ситуацию с «Франкенштейном»
Мэри Шелли, где общеизвестна разве что концовка — пожар
на мельнице. Для людей, мягко говоря, от готики далеких,
свято верящих, что Франкенштейн — имя дебила с торчащими
из шеи гайками, существует лихая версия Фрэнсиса Форда
Копполы, отдаленно в чем то даже напоминающая
первоисточник. Впрочем, не больше, чем роман Стокера —
историю Дракулы оригинального.
Биографическая справка
Только
ирландец мог обозвать графом валашского князя,
прославившегося в битвах против Османской империи.
Талантливый полководец, Влад Дракула имел весьма занятное
хобби. По самым скромным оценкам, князь с приближенными
усадил на кол около сотни тысяч человек. За что и получил от
Румынско-Венгерского народа ласковое прозвище «На кол
сажающий». В вампиризме и тому подобных грехах уличен не
был. Словом, старичок-то вполне мог и иск подать на наглого
терроиста от литературы. Видно, незлопамятный.
Географическая справка
Трансильвания,
откуда я передаю этот репортаж — историческая область на
севере Румынии. В начале второго века имела честь
подчиняться римлянам, с XI века — венгерским королям. Тихая
страна Трианонским мирным договором 1920 года закреплена за
Румынией, что и породило большую бучу: Венским арбитражным
судом 1940 года Северная Трансильвания отошла обратно к
Венгрии. Но Румынско-Венгерскую границу окончательно
установили только в 1947-м.
Холодная справка
Холод,
тропинки в черном лесу, старый трактир. Ветер в ветвях и
какое-то сдавленное, истеричное подвывание волков.
Трансильвания, 1897-й. За жутким примитивизмом панорамного
обзора скрыта потрясающая картинка. Все, что ей нужно, —
немного нечеткости. Смазывания, возникающего при движении.
Морозный лунный свет голубоватой дымкой повисает у окон.
Освещение переплетенных ветвей — сага о борьбе света и тьмы,
лабиринт тронутого изморозью узора, восходящего к луне. Все
оттенки теней на серебристом снегу. Поблескивающие в пламени
факелов стены пещер, масляные лампы и керосиновые
светильники в кишках рудника, где Джонатан удирает от
летучих мышей и раскатывает на вагонетках. Торжество
готической архитектуры в старом замке Дракулы: стрельчатые
арки опираются на столбы, боковой распор крестовых сводов,
выложенных на нервюрах, передается арктубанами на
контрфорсы. Небывалые высота и обширность холла, стрельчатые
окна, ажурные башни с винтовыми лестницами. Забравшись на
голубятню, смотрю вниз и на снежной крыше хижины вижу
окруженную ледяным сиянием фантастическую тень уродливого
старого дуба. Холодной трансильванской ночью мир отсвечивает
сталью. Все, кто видел северную луну, знают, что такое
холод. Злой демон с длинны ми ледяными когтями. Он виден в
голубой лунной дымке.
Часы смерти заведены
Как квест
нынешний Dracula просто слаб. Он
легкомысленен, короток, полон штампов и условностей. Вывеска
трактира, свалившаяся на голову охраннику в результате
прискорбного несчастного случая. Камни из пращи, посылаемые
в стаю летучих мышей с целью отвлечь еще одного прислужника.
Откопанный на кладбище механический дракон со злыми
искорками рубиновых глаз и синими сапфирами в сочленениях
лап— универсальный ключ, отмычка, открывающая все, что не
отпирается ключами. Заодно — главный предмет вожделений
Дракулы. Симьену пришлось изрядно потрудиться, дабы
привязать дракона к валашскому князю. В этом беда
большинства авторских творений: их сюжет, миновавший
мозговой конвейер, обычно примерно идиотичен. Подземный ход
замаскирован бочкой в подвале трактира. Его обнаружил муж
хозяйки Барины, за что и поплатился. Его Джонатан найдет под
грудой камней и успешно воспользуется рукой несчастного
скелета, чтобы добраться до сцепки за решеткой. На этой
сцепке лирический герой весьма успешно скатится вниз по
цепям подвесного моста. Приемы настолько простые и
бесхитростные, что не заслуживают отдельного толкования.
Практически единственное серьезное испытание — замок
Дракулы. Там: вообще говоря, головоломка всего одна, но
очень большая и комплексная. Мистические символы добываются
всеми правдами и неправдами по всему замку, но главное
скопище тайн — библиотека. Там и фотоэлементы, и шифрованная
система координат на карте, и загадка портрета хозяина
замка, и огромные часы с неподвижными стрелками. Сделайте
так, чтобы они прошли целиком путь последних двадцати минут
перед полуночью, и библиотека откроется. Вы спуститесь вниз
и узнаете, о чем Дракула говорил с Леонардо Да Винчи.
Полное прохождение
Часть первая. Гостиница
Единственное
место, куда вы можете заглянуть, это гостиница. Нельзя
сказать, чтобы ее посетители вам очень обрадовались (трансильванцы,
дети гор, что ж с них возьмешь), ну да ладно, не зарезали и
то хорошо. А вот толстая старушенция по имени Барина,
напротив, просто счастлива приютить на ночь богатого
иностранца. Из полезной информации в ее болтовне содержится
лишь то, что ее можно найти на кухне.
Теперь
посмотрите направо, и вы увидите старичка по имени Миша,
неторопливо пьющего, какую-то местную бормотуху. Поговорите
с ним. Миша скажет, что знает самый короткий путь к замку
Дракулы, но зачем туда идти, хоть убей, не понимает - опасно
ведь и выпивки в замке нету.
|
|